О трагедии, произошедшей в Баренцевом море, сразу доложили
президенту России Владимиру Путину. По его поручению, на Северный флот
срочно вылетел Министр Обороны РФ Сергей Иванов. По прибытии в
Североморск, он заявил: «Хочу подчеркнуть, никто здесь не ищет
стрелочников. Я не судья. Степень вины каждого будет определять суд и
следствие. Расследование будет проводиться очень тщательно, невзирая на
чины и звания». И оно началось…с предъявления обвинения Главной Военной
прокуратурой РФ капитану 2 ранга Сергею Жемчужнову, который исполнял
обязанности старшего по буксировке АПЛ «К-159». Ему в вину поставили то,
что во время перехода были нарушены технические формы буксировки, а
также не было оперативного реагирования на обрыв понтонов. Так решило
руководство флота. А как было на самом деле?
Трагедия
АПЛ «К-159» проекта 627-А – это первый опыт советских конструкторов по
строительству атомных подводных лодок. Субмарины этого класса были
основной ударной силой подводного флота в 60-х годах прошлого века. АПЛ
«К-159», десятая в серии, вошла в боевой состав Северного флота в 1963
году. За четверть века службы совершила девять автономных походов,
прошла боле 210 тысяч морских миль. В последний раз «К-159» выходила в
плавание в 1988 году. После этого похода АПЛ с заглушенными реакторами
четырнадцать лет простояла на приколе в Гремихе рядом со списанными
подлодками такого же класса.
В свой последний поход «К-159» вышла 28 августа 2003 года, лодку
буксировали в город Снежногорск для последующей утилизации. 30 августа
2003 года в 2 часа 51 минуту в Баренцевом море в 3 милях северо-западнее
острова Кильдин на 238-метровой глубине АПЛ затонула. В ходе проведения
спасательной операции спасти удалось лишь одного старшего лейтенанта
Максима Цибульского. Спасательными катерами были найдены и подняты на
берег тела еще двух моряков-подводников. Семь членов экипажа «К-159»
навсегда остались под водой.
Списанная аварийная субмарина шла на буксире, прикрепленная тросами к
четырем судоподъемным понтонам. Тросы, которыми подводная лодка
крепилась к понтонам, оборвались. По словам специалистов, причина этому
проста: экономили во всем – в выборе способа буксировки, в выделении сил
обеспечения (одно спасательное судно обеспечивало сразу две буксируемые
подводные лодки). Цена этой сомнительной экономии – безопасность и
жизнь людей.
В условиях пятибалльного шторма сначала оторвались тросы носовых
понтонов, затем не выдержали и кормовые. В результате – забортная вода
стала поступать внутрь корпуса «К-159». Как только это обнаружилось,
Жемчужнов отдает подводникам приказ: «Надеть теплое белье, спасательные
жилеты, собраться в третьем отсеке для эвакуации». Но экипаж продолжает
вести борьбу на выживание, надеясь спасти свой корабль. Ребята до
последнего момента не хотели верить в безвыходность ситуации. К тому же
они психологически не готовы «выброситься» в ночной шторм, зная о том,
что придется плыть в холодной воде в одном спасательном жилете
(экономили даже на обеспечении личного состава специальными
гидрокостюмами). Через полчаса Жемчужнов повторяет приказ –
безрезультатно. Экипаж по-прежнему не желает покидать корабль.
Информацию о состоянии тонущей подлодки получает и командный пункт
флота. В ответ оттуда приходит запрос: «Кто старший на буксировке и
сколько человек на борту «К-159»? И это во время спасательной операции,
когда на счету каждая секунда! От КП флота так и не было получено ни
одной рекомендации или конкретной помощи.
Следствие
30 августа, в полдень, Жемчужнова снимают с буксира вертолетом и
доставляют к Главному Военному прокурору в Североморск. Сначала его
допрашивают как свидетеля, но уже на следующий день он становится
главным и единственным обвиняемым. Первый допрос без адвоката длился до
двух часов ночи. С Сергея Жемчужнова взята подписка о невыезде. До
окончания следствия и вынесения решения по уголовному делу издан приказ
об отстранении от должности и досрочном увольнении с военной службы
капитана 2 ранга Жемчужнова «За неисполнение обязанностей старшего на
буксировке, самоустранение от проверки готовности АПЛ к буксировке,
непринятие решительных мер по укрытию на рейде Кильдин и по спасению
экипажа».
Главная Военная прокуратура РФ создала следственную комиссию по этому
делу, которая провела десятки экспертиз и проверок, расшифровала записи
переговоров АПЛ «К-159» с буксиром и КП флота, провела большую работу,
разобравшись во всех обстоятельствах трагедии.
Вскоре уголовное дело было заведено на командующего СФ адмирала Геннадия
Сучкова. В мае 2004 года суд признал его единственным виновным в
халатном отношении к возложенным на него служебным обязанностям в период
руководства организацией перевода и обеспечения безопасности морской
буксировки подводной лодки.
Оправдание
Следствие по делу о гибели АПЛ «К-159» и девяти членах ее экипажа велось
год и семь месяцев. 14 мая 2005 года уголовное дело против капитана 2
ранга Сергея Жемчужнова было прекращено Военной прокуратурой СФ в связи с
отсутствием в его действиях состава преступления. Но вопреки
действующему законодательству РФ ни восстановления в должности, ни
извинений Военного прокурора и Командования флота за поруганное
достоинство и честное имя офицер не получил.
Борьба
После отказа Командования СФ в восстановлении в должности и досрочного
увольнения с военной службы Сергей Жемчужнов решил самостоятельно
бороться за свои законные права. Он считает, что виной всему – испокон
века существующий принцип единоначалия в Вооруженных Силах, когда звание
военнослужащего практически лишает человека всех прав. В гарнизоне
Гремиха сослуживцы – на стороне Жемчужнова, только об этом не желает
знать руководство флота.
Сколько унижений и боли прошел за эти полтора года офицер, писать не
хочется. Это наверняка известно каждому, столкнувшемуся с абсурдами
отечественной правовой системы. Хочу лишь дословно привести слова
капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова из объяснения по делу кассационной
жалобы:
«После всего пережитого для меня является очевидным»:
1. Я абсолютно убежден, что результаты следствия в отношении меня
Министру обороны РФ никто не докладывал, и все решения принимались
формально кадровыми органами СФ, хотя властью Министра обороны РФ
предоставленная им доверенность их не наделяет, и без обращения
общественности через СМИ я не добьюсь справедливости в восстановлении
своих прав. К этому меня подталкивает допущенное по отношению ко мне
беззаконие и произвол.
2. Весь ход событий выработал у меня крайне негативное отношение к
службе под командованием людей, которые не имеют собственной точки
зрения или боятся признать свои ошибки, перекладывая всю ответственность
на плечи подчиненных.
3. Для меня самое главное, что никто из потерпевших – членов семей
погибших подводников, которые присутствовали на судебном процессе
бывшего командующего СФ адмирала Сучкова Г.А., не опротестовали
Постановление о прекращении уголовного дела в отношении гибели АПЛ
«К-159» и меня.
Конечной моей целью является увольнение из рядов ВС РФ…»
Послесловие
Атомная подлодка до сих пор лежит на глубине 238 метров, и операция по
ее подъему будет стоить государству миллионы долларов. Как-то мелко по
сравнению с этой суммой выглядят послевоенного года выпуска понтоны,
которые «навесили» на лодку, экономя на дизельном топливе…Подводники
верят, что души погибших товарищей остаются на борту субмарины, там, на
дне море. И оно мстит людям за их алчность, халатность и произвол.
Источник: www.upp.org.ua/, автор: Сергей Жемчужнов
Историческая дата:
30.08.2003