выдалась букси- ровка крейсера «Александр Невский». Тут как в точке с ней совпала наша новейшая история. Представьте ок- тябрь 90-го – начало «растащиловки» Державы. Всё на продажу. В списках потерь и честь, и крейсера. На том же «Диксоне» приказано было идти за «объектом» в Североморск. У причала увидели грозного кра- савца с башнями орудий главного 152-мм калибра. Как обозначено в ТТД, полное водоизмещение 17000т, длина 210 м, мощность 81000 кВт, 4 электростанции, скорость 32 узла. Непотопляемость обеспечивалась при заполнении любых трёх главных от- секов. Зенитный «зонтик» щетинился 12 стволами 100-мм калибра и 16-тью спаренными 37-мм зенитными авто- матами. Прекрасные характеристики средств обнаружения и целеуказания для систем управления огнём главного калибра и противовоздушной оборо- ны на основе радиолокации. Экипаж 1050 человек, из них 135 офицеров. Тот ещё орешек! Внутри – броневая цитадель. А какое громкое, славное имя носил?! Офицерская команда тянула до последнего. Прикипели к крейсеру душой. А ждало их лишь увольнение вчистую. Александрович в мурманском АСПТРе побывал у начальника Про- нина с подпольной приставкой спере- ди «майор». - Есть ли у вас по подобным бук- сировкам наработки? Провидчески на него посмотрев, каркнул Пронин: - Если на севере не утопите, то на юге уж точно. Дальневосточники такой же на дно уложили. Не те ребята! Распорядился три полубраги разной длины завести. В Ин- дию двинули, имея для подкрепления успеха последнего из помполитов Валеру Жаринова. Александрович попробовал вести крейсер на 800-мет- ровом притопленном буксирном тросе. Оказалось, самое то. «Святой благоверный князь» гордо уходил на ветер, следуя па- раллельным курсом. С неснятыми башен- ными орудиями он по-прежнему выглядел самостоятель- ным и грозным. Натовские «Орионы» облёты делали. Наверное, военных пилотов «пробивало» от такой находки в морях и океанах. На Канарах, где была краткая сто- янка, агент поинтересовался: - За сколько индусам такой супер достался? Цена тайной не являлась. Пылкий испанец вскинул брови: - Не за те деньги продали! Карамба! Пересекая экватор, команде устро- или праздник. Но настроение у двух капитанов тащилось лишь на буксире служебного долга. Загадочно с крыла мостика изме- нилась картина. «Невский» теперь влёкся понуро. Сбывалась библейская фраза «… другой препояшет тебя и поведёт, куда не хочешь». Да… Около трёх месяцев занял поход- проводы. К северу от Бомбея, в тупике побережья состоялось печальное событие. Одни бы сказали: «Сдали корабль на гвозди». Другие - «Крей- сер «Александр Невский» погиб в неравном бою с национальным без- душием». Буксиры на приливе исполина к берегу подтащили. Поставили индусы на нём две лебёдки. Большего не виде- ли. Резали его частями и подтаскивали тросами вновь, как удав, заглатывая в небытие. Самую лакомую часть – броневую платформу взвесили до граммов. Поди, обалдевали: какая богатая страна, если отдаёт такие «пироги» чужим?! ..
5 лет прошло, и прочитав ещё не раз статью из газеты "Моряк севера" 11-го года, хочу поправить автора, которого уже, наверно, не найти и внести корректуры читающим людям. Зачем писать о крейсере, со всеми его орудиями, стволы которых были сняты при подготовке к буксировке. Для буксировки использовалась океанская стальная буксирная брага, изготовленная на СРЗ-35, а запасную сделали на "Диксоне" в могучем капроновом варианте. Насколько я понял, уважаемый Александр Александрович был капитаном-наставником на этой буксировке, а капитаном "Диксона" был Евгений Зубов, о котором я упоминал ранее. Есть и другие неточности, но все-равно, спасибо автору статьи за историческую ориентацию членов экипажа крейсера и всех интересующихся людей!!!
Анатолий Викторович! Просто наберите "Моряк Севера" газета. №№ 15 и 16 за май этого года. стр 3 "Записки капитана. Но о "А.Невском ничего больше нет, я выписал всё.
Добавлю, что "Невский" сдавал и отправлял лично с 15-ю офицерами и 10-ю матросами, отлично помню капитана "Диксона" Евгения, наверное это и есть Александрович. Хотелось бы узнать ссылку на статью, либо реквизиты и подробности, простите за загрузки!!!
Сергей! Спасибо, Вы почти сняли могучий вопрос, который муссируется с 90-х годов, когда я рассказывал о подготовке, буксировке и разделке крейсера в порту Аланг под Бомбеем. Хотелось бы расширить эту тему, чтобы закинуть на дружественные и другие сайты, и снять наконец вопрос о судьбе родного корабля, т.к. есть сомнения у некоторых "товарищей"!