Крейсер
 "Александр Невский"
Меню сайта


Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


Форма входа


Поиск


Друзья сайта


Мини-чат



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 02:11
Главная » 2008 » Ноябрь » 11 » 11 ноября
11 ноября
23:43

Александр Покровский об аварии на АПЛ "Нерпа"


…О ходовых испытаниях

«8 ноября в 20.30 по местному времени на многоцелевой подводной лодке «Нерпа» (проект 971 «Щука-Б»), вышедшей из базы ЗАТО «Большой Камень» и проходившей ходовые испытания, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Погибли 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц. Еще 22 человека госпитализированы. Всего на борту подлодки находились 208 человек, из которых 81 – военнослужащие» – вот такое сообщение подарили нам СМИ.

Потом господин Дыгало уточнит: погибли 3 военнослужащих и 17 гражданских.

Особенностью проекта 971 «Щука-Б» является его более высокая, в сравнении с аналогичными проектами, автоматизация боевых и технических средств. Управление осуществляется из единого центра – с главнокомандного пункта (ГКП). Экипаж – 73 человека.

То, что на ней во время аварии находилось 208 человек, говорит о том, что на ходовые испытания пошла большая сдаточная команда, а это означает только одно – жуткая теснота, скученность, людям негде спать. Их там на каждом квадратном метре по двое. А спят они стоя или вообще не спят.

На ходовые испытания лодка может выйти на десять суток, и все десять суток они будут не спать.

К сожалению, все ходовые испытания проходят именно так, а поскольку только на ходовых испытаниях системы и механизмы корабля и проходят настоящую проверку работоспособности, то возможно все, что угодно. На ходовых испытаниях всегда чего-нибудь да случается, а если не случается, то это великое счастье.





…О несанкционированной подаче фреона

В СМИ сообщалось, что «возник пожар» и произошло «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)».

Так вот, если пожар и может возникнуть совершенно «неожиданно», то «несанкционированная подача огнегасителя (фреона)» – произойти не может – не зря мы упомянули о том, что управление всеми техническими средствами осуществляется на этом проекте из единого центра. Не может просто так пойти в отсеки фреон. Его надо туда подать.

Я с фреоном проплавал 10 лет. Все эти 10 лет надо было держать ПДУ (портативное дыхательное устройство, изолирующее органы дыхания от влияния внешней среды) при себе всегда – на обеде, в туалете, в койке – всегда.

Фреон нельзя подать «нажав кнопку». Он подается при повороте вентиля. Этот вентиль довольно громоздкая штука. Его случайно повернуть нельзя. У него есть холостой ход, чтоб, случайно за него задев, не подать фреон в отсек.

Еще раз отметим: фреон не подается автоматически, потому что в отсеке могут быть люди, не включившиеся в ПДУ.

Но можно перепутать и подать фреон не в тот отсек. Такое бывало. Рабочие при сдаче корабля путали маркировку, и тогда, при пожаре, повернув вентиль, подводники подавали фреон туда, где его меньше всего ожидали. Вот тогда и травился народ.

И еще о фреоне. Применяется он только при объемных пожарах в отсеках подводных лодок. Перед применением, повторюсь, все люди в отсеке должны быть включены в изолирующие средства защиты органов дыхания. Иначе – смерть от удушья.

Кроме того, после подачи в отсек фреона выходят из строя все электрические щиты и электронные схемы. То есть отсек после применения фреона перестает функционировать.

Так что на деле применять фреон при пожаре подводники не любят.

Сейчас уже говорят о том, что поскольку эта лодка-автомат, то и подача фреона произошла автоматически. Произошел сбой в системе управления.

Если это так, то я поздравляю наших конструкторов с этим невероятным достижением.

Да, лодка может быть автоматом, и фреон может подаваться в помещение автоматически. Но он должен автоматически подаваться в нежилое помещение. В этом помещении гарантировано не может находиться человек.

А если он там находится, то это помещение автоматически становится жилым, и тогда подача такой штуки, как фреон, должна осуществляться вручную.

То есть, конструктивно должна быть предусмотрена блокировка, исключающая автоматическую подачу фреона в помещение, в случае нахождения в помещении людей.

Если это не сделано, то жертвы будут. Фреон можно подавать в помещение только тогда, когда там все уже включились в индивидуальные средства защиты органов дыхания.

Фреон – это смерть от удушья.





… О сдаточной команде

Теперь вернемся к сдаточной команде. Лодка выходит на ходовые испытания, и это означает, что она не принята ВМФ. Сдаточная команда, под контролем подводников, проверяет работу каждого механизма и системы. Сдаточная команда – это представители промышленности, контрагенты, рабочие завода. Они могут быть очень хорошими специалистами в своей области, но в вопросах борьбы за живучесть подводной лодки – это балласт. Недаром от фреона в этом случае их погибло 17, а военнослужащих – 3. Они просто не понимают, почему надо все время носить с собой средства защиты органов дыхания.

Так что сдаточная команда – это что-то. Рабочие просто неуправляемы. Только и гляди, чтоб они чего-нибудь не сделали. А когда их больше сотни?

Обычно, наш старпом, если на корабле появлялись рабочие, рядом с каждым из них ставил подводника, с тем, чтоб он ходил за рабочим, как тень, и всегда видел, что тот делает, потому что разводные ключи, забытые рабочими в электрощитах – это обычное дело. А такой ключ является источником короткого замыкания в щите и скоротечного пожара. Чуть качнуло – и забытый ключ уже чего-то замкнул.

Из 208 человек только 81 подводник.

81 умножаем на 2 – это 162. То есть 46 человек из сдаточной команды ходили по кораблю без сопровождения. Вот и доходились.





…О людях

Это невозможно. В стране надо объявлять траур, а по телевизору – все пляшут и поют, а если и появляется кто-нибудь, то рассуждает он о том, что «реактор в норме» и «остальные механизмы работают нормально».

Да, не нормально у вас. И никогда нормально не было. У вас люди для железа, а не железо для людей. Вот в чем причина всех ваших неудач – прошлых, настоящих и будущих.

У вас не для человека все это. А должно быть.





…Об альтернативе фреону

Почему на подводных лодках – современных, суперсовременных – до сих пор в системе объемного пожаротушения применяется фреон? Почему? Неужели существует «фреоновое» лобби?

Давно, еще в девяностые годы прошлого века, в Отчестве нашем любезном проводились испытания различных систем пожаротушения. Цель – с началом пожара быстро снизить содержание кислорода в отсеке с 21-го до 12 процентов, при которых горение прекращается почти мгновенно. Испытывалось: распыление специальных аэрозолей, выжигание кислорода с помощью специальных устройств и, самое простое, снижение процентного содержания кислорода повышением давления. При этом давление повышалось всего на 0.5 атмосферы избыточно, путем подачи в отсек сжатого азота из специальных баллонов. Азот заполняет отсек, концентрация кислорода падает до 12 процентов и пожар прекращается. Оборудование отсека при этом также не страдает.

В ходе испытаний выяснилось: при подаче азота концентрация быстро падает до 12-ти процентов и пожар прекращается, как по мановению волшебной палочки, сразу.

Вдумайтесь – сразу!

И, все-таки, как эта ситуация влияет на людей? Не будет ли у них кислородного голодания? Выдержат ли они избыточное давление в 0.5 атмосферы?

И это проверялось – выдерживают люди. Выдерживают они избыточное давление в 0.5 атмосферы, и снижение процентного содержания кислорода до 12-то процентов. Не случается у них при этом кислородного голодания.

И что же теперь? Почему через 15 лет на современной подводной лодке у нас все еще подается в отсеки фреон?

Все очень просто. В 90-е годы испытания проводились, но до конца тогда дело не довели – деньги кончились. Вот и остался на лодках фреон.

А в России всегда так. Сделают суперсовременную подводную лодку, но что-то на ней все равно оставят из прошлого века. Это как каменные топоры пещерного человека.

Что-то у нас очень хорошее, современное, новое, но рядом – обязательно будет лежать каменный топор – это уж как пить дать!

Как мина замедленного действия.

И вот эта мина когда-нибудь, да рванет.



...О вечернем разговоре

Вечером я позвонил одному приятелю. Он до сих пор работает в КБ, и я спросил его: действительно ли на 3-м поколении ПЛ фреон подается автоматически.

- Да, - ответил он.

- Не верю!

- Все так!

- Да как же это? А люди?

- Ну вот так.

- Мы же это уже проходили.

- Да. На первом поколении подача фреона была автоматическая.

Автоматика была несовершенна и уже на 2-м поколении, как ты помнишь, перешли на ручное управление - и никаких проблем.

- А на третьем поколении снова захотелось проблем, и опять перешли на автоматичекую подачу фреона?

- Получается, что так. - Ты помнишь "Турмалин"?

- Конечно.

- Вот с его помощью тоже можно было управлять дифферентовкой в автоматическом режиме, но подводники отключили его раз и навсегда.

- Да. Было такое.

- Но это же то же самое! Там, где можно утонуть от несовершенства автоматики, От этой автоматики отказались. А в случае в фреоном - все можно? Он же для объемных возгораний! А поправка на дурака? А если в отсеке какой-нибудь дурак закурит, то автомат подаст фреон? Это нормально? Там же люди! Неграмотные, молодые, они понятия не имеют о том, что бывает борьба за живучесть и никогда, похоже, не видели ПДУ!

- Давай я еще раз все выясню и тебе перезвоню. Хорошо?

- Хорошо!

Теперь я жду от него звонка.



…Об оружии и тактике

Подводные лодки не должны строиться по десять и более лет. За это время техника уходит вперед, и такая лодка уже старая, еще не начав своего движения. Через десять лет – ходила лодка в море, или стояла в заводе – оборудование надо менять. Это срок среднего ремонта.

Кроме того, за десять лет меняются задачи, потому что мир меняется. Нельзя сделать оружие просто так. Оружие делается под задачу, под стратегию и тактику.

За 10 лет все меняется. Друзья перестают быть друзьями, враги – врагами.

Например, если в 1941 году фашистская Германия была врагом США, то в 1951 году она уже не была врагом.

Чем эта ситуация, на мой взгляд, опасна? Представьте себе, что вы строите атомную ракетную подводную лодку, несущую на себе ракеты с ядерными боеголовками. И строите вы такую лодку 10 лет, а через 10 лет случается так, что у вас нет противника.

И что же получается? Построив такую лодку, вы начнете себе искать противника.

То есть, не тактика под оружие, а наличие оружия начнет изменять вашу тактику.



Александр Покровский, писатель, бывший подводник, кап. 2 р. запаса.
 
P.S.
 
Только что сообщили: найден виновный того самого несанкционированного срабатывания системы пожаротушения на подводной лодке «Нерпа», что привело к выбросу фреона в отсек, и, как следствие, к гибели 20 человек. Это матрос с лодки.

Через пять минут у меня в квартире уже звонил телефон.

Позвонили из газеты такой-то и спросили: смогу ли я все это прокомментировать.

Конечно, могу. Что еще в этой ситуации я могу сделать? Я могу прокомментировать. Конечно.

– Понимаете, – сказал я, – иногда мне кажется, что на Земле остался только один нормальный человек, и этот человек – я, а все остальные давно сошли с ума, а потом мне начинает казаться, что, наоборот, это я сошел с ума, а все остальные как раз совершенно нормальные люди.

То, что прокуратура так быстро нашла виновного – это очень здорово. Мои поздравления.

Но именно то, что все так быстро произошло, и позволяет предложить целых два варианта моего ответа или комментария. Выбирайте любой.

Первый.

Если в выбросе фреона виновата техника, системный сбой, ошибка компьютера, то такую технику никому не продашь. Никто ее просто не возьмет. На кону контракт с индусами, а это прекрасные эксплуатационщики, и барахло они не купят. Они купят прекрасную вещь, и она таковой будет числиться только в том случае, если виноват будет человек. То есть берется человек, и с ним договариваются. Он берет вину на себя, его судят, но про него никто не забывает, когда лодка продается за хорошие деньги.

Это один вариант.

Второй вариант – матрос идиот. Такое бывает. Понаберут на флот не пойми кого. Вот он и начинает играть с пультом в компьютерные игры. Заканчивается все это печально – смертью людской.

В пользу второго варианта говорит то обстоятельство, что таких кораблей, как эта «Нерпа», сделали 14 штук, и нигде ничего не «срабатывало». Во всяком случае, подобное «срабатывание» всегда бы заканчивалось человеческими жертвами, а их сейчас скрыть очень трудно.

Конструкторское бюро «Малахит» отличает то, что там всегда можно найти ответственного человека. Всегда можно найти того, кто отвечает за систему. И специалисты там хорошие. Лодки проекта 971, или «Барсы», как мы их называли – это прекрасные лодки. Они вовремя пришли на смену 671РТМ. Уверен, «Малахит» предусмотрел все. В том числе и «поправку на дурака», и пульт там запрашивает оператора несколько раз: «А вы действительно хотите подать фреон в такой-то отсек?» – и надо столько же раз отвечать: «Да!»

На то, что в этом деле замешан человек, сознательно подавший фреон в отсек, меня натолкнул телерепортаж из госпиталя. Там парень сказал: «На меня полился фреон».

Он не сказал: «Пошел в отсек фреон», а именно – «полился». А потом я заметил, что на руках у пострадавших есть следы от ожогов. Все сразу же заговорили о возможном пожаре, но это слово «полился» говорило о том, что пожара не было. Как это? Фреон пошел в отсек ведрами? Да! Он в огромном количестве пошел, потому что на руках у людей следы, но они не от ожога пламенем, а от холода – хладон на них «полился». Это значит, что фреон подали не из одного отсека, а из трех и почти одновременно. То есть получалось, что человек переходил из отсека в отсек, подходил к пульту и там уже забавлялся – подавал и подавал в один и тот же отсек фреон.

И фреон пошел. Сразу из нескольких емкостей.

Конечно, техника должна была подсказать, что что-то происходит. Наверняка в центральном посту на пульте высвечивается все и там, у пульта, несется вахта. Как это так? Как вахта могла не заметить, что кто-то играет с пультами в отсеках? Как? Должен быть предусмотрен и звуковой сигнал. Система ЛОХ просто должна была заорать, как в фантастическом фильме: «Опасность! Несанкционированное вторжение!»

Заорала? Может быть. Это вопрос к вахтенному центрального поста.

Видите ли, на подводной лодке в этой связке «человек-машина» не должно быть ничего лишнего. Машина своим умом и живучестью должна напоминать человека, а человек в своих действиях должен напоминать машину. Он должен действовать как автомат и оставаться при этом человеком. Вот этого соответствия – «человек-машина» – достичь очень трудно. То техника подводит, то человек, но человек все чаще.

Время обезьян прошло. Давно. В 21-м веке. Еще в 20-м веке можно было вести себя, как стадо павианов на марше – впереди только молодежь.

В 20-м веке можно было воевать 18-летними.

В 21-м – нельзя. Обезьян не должно быть.

Это же космос. Это подводный космос. И посылаются в него подводные космические корабли. Отбор, отбор и еще раз отбор. Нельзя на лодках служить кому попало.

Нельзя!

Я вообще против службы 18-летних. Вон их из армии. Пусть при школе проходят курс молодого бойца – и все. Прошло время конницы Буденного.

И это надо понять.

Всем, не ощущающим себя сумасшедшими.

Официальный сайт Александра Покровского
Просмотров: 761 | Добавил: cruiser | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]