Проекты переоборудования крейсеров в ракетные
Крейсера проекта 68-бис строились по «десятилетнему плану военного судостроения на 1946— 1955 годы», принятому СНК СССР 27 ноября 1945 года. В план была включена сдача ВМФ 4 тяжелых крейсеров проекта 82, 30 легких проектов 68К и 68-бис, 188 эсминцев, 177 СКР, 430 эскадренных и базовых тральщиков, 367 подводных лодок и более 2000 малых кораблей и катеров. Фактически же из крейсеров в строй вступило лишь 5 единиц проекта 68К и 14 единиц проекта 68-бис.
В 1955 году был разработан «Проект плана военного судостроения на 1956 — 1965 годы». Им предусматривалось строительство пяти авианосцев проекта 85 на заводе № 402 со сдачей с 1961 по 1965 год по единице в год. Единственными крупными кораблями с чисто артиллерийским вооружением стали 5 крейсеров проекта 84 с новыми 180-мм установками СМ-48. Основными же надводными кораблями программы 1956—1965 годов должны были стать ракетные крейсера, созданные на базе проекта 68-бис — как уже вошедших в строй или заложенных, так и планируемых к закладке.
По программе четыре строившихся крейсера проекта 68-бис предполагалось переделать по проекту 67 в «легкий крейсер с реактивным вооружением ближнего действия». Чертежи последнего разработало ЦКБ-17 согласно постановлению Совета Министров СССР от 30 декабря 1954 года. Позже должно было начаться переоборудование уже законченных кораблей типа «Свердлов».
Согласно проекту 67 все 152-мм башни МК-5-бис предполагалось снять и вместо них установить две спаренные стабилизированные пусковые установки (ПУ) СМ-58 для стрельбы ракетами КСС (корабельный самолет-снаряд) комплекса «Стрела». Длина направляющих СМ-58 составляла 12 м, в задней части ПУ имели легкую броню 5—10 мм. Носовая установка имела боекомплект 11 ракет (самолетов-снарядов, по тогдашней терминологии), 9 из них размещались в погребах и 2 — в перегрузочном отделении. Боекомплект кормовой ПУ — на 3 ракеты меньше. Самолет-снаряд КСС должен был иметь радиолокационную головку самонаведения, вес его равнялся 3,5 т, дальность полета — 40 км.
На первых четырех крейсерах, достраивавшихся по проекту 67 и подлежавших сдаче в 1959 году, планировалось оставить четыре 100-мм двухорудийные башни СМ-5-1с, а на последующих установить четыре новые 100-мм автоматические двухорудийные башни СМ-52. На всех кораблях в качестве малокалиберной зенитной артиллерии предполагалось иметь по 6 четырехствольных 57-мм автоматов ЗИФ-75 на постоянном токе.
Для проведения корабельных испытаний ракет КСС с 28 февраля по 18 октября 1955 года на заводе № 444 переделали уже находившийся в строю крейсер «Адмирал Нахимов». Носовая башня (№ 1) МК-5-бис была развернута на 90° к оси корабля и приварена к барбету, ее орудиям придали максимальный угол возвышения (+45°). Остальные три башни полностью сохранили боеспособность. В носовой части смонтировали открытую ПУ балочного типа с углом старта 15°, далее побортно разместили два ангара на две КСС каждый. Транспортировка ракет из ангаров к ПУ осуществлялась на тележках по рельсовому пути. Разумеется, это была не боевая, а исключительно испытательная система. На крейсере установили экспериментальный образец системы управления стрельбой «Колчан» и телеметрическую аппаратуру. Первый пуск КСС с «Нахимова» состоялся 22 января 1956 года, затем последовали еще два бросковых пуска (без конкретной цели). А 3 июня того же года начались стрельбы по щиту с инертной боевой частью. Всего по щиту было выпущено 17 ракет. Со 2 по 22 декабря 1956 года провели 7 пусков самолетов-снарядов с фугасно-кумулятивной боевой частью по отсеку крейсера «Сталинград» проекта 82. Из 24 ракет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель.
Здесь стоит добавить, что вариант ракеты КСС в береговом комплексе «Сопка» получил широкое распространение, а в 1973 году принял боевое крещение в арабо-израильской войне.
«Адмирал Нахимов» позже намеревались перестроить по проекту 67СИ для проведения совместных испытаний ракетного комплекса «Стрела»: на месте носовых башен 152-мм артиллерии и части другого вооружения предполагалось установить спаренную стабилизированную закрытую ПУ СМ-58 с системой управления «Колчан». Технический проект 67СИ закончили в 1955 году, однако в сентябре следующего года выпуск рабочих чертежей был прерван.
Технический проект 67 представили на утверждение в Москву в сентябре 1956 года, при этом была принята рекомендация МНТК по ограничению числа перевооружаемых по этому проекту крейсеров до двух — трех единиц, после чего в феврале 1957 года главком ВМФ утвердил ТТЗ на разработку проекта 67-бис с четырьмя пятиконтейнерными ПУ комплекса П-6, разработанного для подводных лодок и имевшего дальность до 350 км, и предложил Минсудпрому прекратить работы по проекту 67 до решения Советом Министров вопроса о новом ракетном вооружении предполагаемых к переоборудованию крейсеров.
Одновременно ЦКБ-16 в соответствии с постановлением Совета Министров от 13 августа 1955 года «О защите кораблей ВМФ от авиации» начало разработку технического проекта 70 (главный конструктор К.И.Трошков) — корабля ПВО на базе крейсера проекта 68-бис. Состав вооружения корабля пересматривался несколько раз. В первом варианте предусматривалось убрать все четыре башни МК-5-бис и установить четыре спаренные стабилизированные ПУ ЗУР М-2 с боекомплектом в 44 ракеты В-750 и две радиолокационные СУ «Корвет». Артиллерийское вооружение должно было состоять из шести двухорудийных 100-мм установок СМ-52 с тремя радиолокационными СУ «Парус-Б» (Стрельбовая РЛС «Парус-Б» была разработана в НИИ-10 МСП и в 1956 году прошла корабельные испытания на СКР «Ягуар» на ЧФ. РЛС «Парус-Б» обеспечивала обнаружение самолетов и выработку стрельбовых данных по бомбардировщику Ил-28 на дальности 50 — 60 км, а по истребителю МиГ-17 40 — 45 км, при среднем времени от момента выдачи целеуказания до окончания выработки полных углов ГН и ВН орудий около 19с) и шести 57-мм АУ ЗИФ-75 с тремя радиолокационными СУ «Фут-Б». Второй вариант отличался от первого по составу вооружения — вместо СМ-52 оставались СМ-5-1 с двумя радиолокационными системами управления «Парус-Б». Третий вариант предусматривал замену зенитных 100-мм установок СМ-52 и 57-мм ЗИФ-75 башенными автоматическими установками одного калибра — 76-мм ЗИФ-67 с шестью системами управления «Фут-Б». 14 сентября 1956 года приняли решение вести работы по первому варианту, с линейным расположением всех четырех ПУ СМ-64. Работы по этому проекту были прекращены постановлением Совета Министров от 10 августа 1957 года, за исключением работ по экспериментальному кораблю проекта 70Э «Дзержинский». Этим же постановлением наработки по проекту 70 планировалось использовать в новом проекте 71, где предполагалось сохранить две носовые башни МК-5-бис, а на корме установить две стабилизированные ПУ СМ-64 для зенитного комплекса М-2 с боезапасом в 22 ракеты В-753 и двумя СУ «Корвет». Кроме того, в состав артиллерийского вооружения входили четыре установки СМ-52 с двумя радиолокационными системами управления «Парус-Б» и четыре счетверенные ЗИФ-75 с двумя радиолокационными СУ «Фут-Б». Работы над проектом 71 были прекращены летом 1958 года.
На крейсере «Дзержинский» проекта 70Э взамен 3-й башни МК-5-бис, кормового КДП и 8 спаренных 37-мм автоматов В-11М установили одну ПУ СМ-64 с боекомплектом 10 ракет В-750, а также СУ «Корвет-Севан» с РЛС «Кактус» и радиовысотомером «Разлив». Из 10 ракет 8 хранились в двух вращающихся барабанах на 4 ракеты каждый. При стрельбе специальный толкатель выжимал ракету из гнезда барабана и досылал на ПУ.
В ходе испытаний ЗРК на комиссию и начальство произвело сильное впечатление уничтожение первой же ракетой с «Дзержинского» беспилотного бомбардировщика Ил-28, летевшего на высоте 10 км. Комплекс М-2 «Волхов-М» был принят на вооружение крейсера. Но эксплуатация ракет типа В-750 затруднялась тем, что компоненты топлива ее второй ступени хранились отдельно, перед боевым применением ракету требовалось заправить, а после отбоя тревоги производить слив топлива у неиспользованных ракет. Последняя проверка ЗУР проводилась на «Дзержинском» в 1982 году, все ракеты текли и были малобоеспособны.
Официальной причиной того, что комплекс М-2 был установлен лишь на одном корабле, обычно считают большие размеры ракеты и жидкое топливо второй ступени. Однако габариты ракеты оправдывались ее дальностью и потолком (разумеется, для технологии того времени). Для сравнения приведем данные американских корабельных зенитных ракет—современников М-2. Так, ракета «Terrier» (RIM-2) имела длину 8,23 м и вес около 1,5 т, a «Talos» (RIM-8) — соответственно 9,2 м и 2,9 т, М-2 — 10,4 м и 2,3 т. Ряд западных зенитных корабельных ракет («Talos», «Seaslug») также имели жидкое топливо во второй ступени.
Комплекс М-2 был достаточно эффективен, что хорошо доказал его сухопутный аналог С-75, использовавшийся в военных действиях во Вьетнаме и в других локальных конфликтах. Кроме того, С-75 имел широкие возможности для модернизации. Так, в армии для комплекса С-75М разрабатывали твердотопливные ракеты В-757 и В-758, а в 1964 году для комплекса С-75М стали поступать первые ракеты В-760 со специальной (ядерной) боевой частью. Последняя могла поражать воздушные цели на расстоянии до 2 км от точки взрыва. Кстати, заметим, что в ВМФ США в 1961 году приняли на вооружение ядерную боевую часть W-30 мощностью 0,5 кТ для корабельных ЗУР «Тэйлос», а в 1962 году— боевую часть W-45 для ЗУР «Терьер». Однако в отечественном ВМФ (в отличие от сухопутных войск) зенитные ракеты специальных боевых частей так и не получили.
Таким образом, крейсера проекта 71, оснащенные твердотопливными ракетами как с обычными, так и со специальными боеголовками, могли стать эффективными кораблями ПВО.
Крейсера проекта 64, являвшиеся носителями крылатых ракет дальнего действия, предназначались для уничтожения крупных кораблей противника и важных береговых объектов. Проект 64 был разработан в ЦКБ-17. По нему предполагалось перевооружить недостроенные корабли проекта 68-бис-ЗИФ, начиная с «Кронштадта» (сдача семи кораблей намечалась на 1960- 1962 годы).
На крейсерах проекта 64 все 152-мм орудия должны были заменяться тремя счетверенными пакетными ПУ СМ-77 для крылатых ракет П-7 (или П-6) конструкции В.Н.Челомея. Зенитное ракетное вооружение состояло из двух комплексов—дальнего и ближнего действия. В качестве первого предполагалось использовать М-3, а в случае непринятия его на вооружение — М-2-бис. В состав М-3 (М-2-бис) должны были входить две стабилизированные ПУ СМ-68 (СМ-64-1), 20 ракет В-800 (В-755) и две системы управления «Фрегат» («Корвет»). ЗРК ближнего действия (М-1) включал в себя четыре ПУ ЗИФ-101, 64 ракеты В-600 и четыре системы управления «Ятаган». Артиллерийское вооружение — четыре спаренные 76-мм установки ЗИФ-67 с двумя ПУС «Турель».
С достраивавшегося на плаву «Кронштадта» сняли все башни МК-5-бис и начали монтаж ракетных пусковых установок. Однако летом 1958 года работы по проекту 64 были прекращены, а 2 сентября следующего года крейсер сдали на слом.
Сравнительные характеристики вооружения ракетных крейсеров на базе проекта 68-бис (проектов 63, 64, 70, 71)
Комплекс |
М-1 |
М-2 |
М-3 |
Ракета |
В-600 |
В-753 |
В-800 |
Пусковая установка |
ЗИФ-101 |
СМ-64 |
СМ-68 |
Система управления |
"Ятаган" |
"Корвет" |
"Фрегат" |
Дальность стрельбы, км |
15 |
43 |
55 |
Диапазон высот применения, км |
0,1-10 |
0,4-30 |
2-25 |