Строительство и испытания
Строительство легких крейсеров проекта 68-бис развернули на девяти построечных местах четырех заводов — в Ленинграде (заводы № 189 и 194), Николаеве (№ 444) и Молотовске (№ 402). Первый корабль серии — «Дзержинский» — заложили 21 декабря 1948 года в Николаеве; за ним в 1948 — 1954 годах последовали еще 22 единицы. Это была самая крупная серия крейсеров в истории отечественного судостроения. Применение новой технологии позволило сократить сроки постройки серийных кораблей почти вдвое и довести их до двух с половиной лет.
Швартовые испытания крейсера «Свердлов» — головного корабля ленинградской постройки — были проведены с 6 апреля по 17 августа 1951 года, а заводские ходовые — с 18 августа по 30 сентября. Государственные испытания начались 1 ноября и закончились 17 января следующего года. Последние включали в себя мореходные испытания в районе Осмуссар-Пакри при волнении моря от 4 до 7 баллов и скорости крейсера от 18,6 до 32,3 узла. Затем до 22 апреля занимались устранением выявленных конструктивных недостатков (доводка установок В-11, подкрепление кормовой части корпуса и некоторые другие работы). Приемный акт подписали 15 мая 1952 года; таким образом, от закладки до приемки корабля прошло 2,5 года.
Швартовые испытания головного черноморского крейсера «Дзержинский» проводились с 4 августа по 2 ноября 1951 года, а государственные — с 16 декабря по 30 июня следующего года. Затем, до 8 июля 1952 года, занимались устранением выявленных конструктивных недостатков и доводочными работами. Акт о сдаче оформили 14 августа 1952 года.
Стандартное и нормальное водоизмещение на «Дзержинском» оказалось меньше проектного на 385 т и 350 т соответственно за счет не использованного заводом водоизмещения, получения брони и металла для постройки корпуса корабля только с минус-допусками по весу и снятия бомбометного вооружения, прожекторов и пневмопочты.
В ходе государственных испытаний имел место отрыв поперечного набора наружной обшивки на 186 — 190-м шпангоутах (отсек №3). Пришлось усилить набор наружной обшивки в районе 157 — 200-го шпангоутов. Комиссия отметила, что малы рубка сигнальщиков и площадка рубок РЛС «Якорь», а деревянный настил, уложенный на металлическую палубу не на сплошном слое мастики, приводит к проникновению воды между настилом и палубой и вызывает коррозию металла. Также были обнаружены 18 сквозных трещин в 10 сварных броневых плитах, которые по указанию комиссии заварили.
Строительство
легких крейсеров в 1950—1955 годах
Проект |
Завод- строитель, № |
Количество сданных кораблей по годам |
Итого построено |
Недостроено |
|||||
1950 |
1951 |
1952 |
1953 |
1954 |
1955 |
||||
68К |
189 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
194 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
|
444 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
|
68-бис |
189 |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
- |
6 |
3 |
194 |
- |
- |
2 |
1 |
- |
- |
3 |
1 |
|
444 |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
- |
4 |
1 |
|
402 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
Итого: |
|
5 |
- |
6 |
4 |
4 |
1 |
20 |
7 |
Основные этапы постройки крейсеров проекта 68-бис
Наименование |
Заводской номер |
Завод, N |
Зачислен в списки ВМФ |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
Вошел в состав ВМФ |
«Свердлов» |
408 |
189 |
3.12.1947 |
15.10.1949 |
5.07.1950 |
15.05. 1952 |
31.08. 1952 |
«Жданов» (с 21. 02. 1989-КРУ-101) |
419 |
189 |
1.12. 1948 |
11.02. 1950 |
27.12. 1950 |
31.12. 1952 |
25.01. 1953 |
«Александр Суворов» |
436 |
189 |
31.08. 1951 |
26.02. 1951 |
15.05. 1952 |
31.12. 1953 |
18.02. 1954 |
«Адмирал Сенявин» |
437 |
189 |
31.08. 1951 |
31.10. 1951 |
22.12. 1952 |
30.11. 1954 |
18.12. 1954 |
«Дмитрий Пожарский» |
445 |
189 |
31.08. 1951 |
31.02. 1951 |
25.06. 1953 |
31.12. 1954 |
31.01. 1955 |
«Кронштадт» |
453 |
189 |
25.09. 1953 |
4. 1953 |
11.09. 1954 |
- (1) |
-(2) |
«Таллин» |
454 |
9 |
25.08. 1953 |
28.09. 1953 |
28.05. 1955 |
- (1) |
-(2) |
«Варяг» |
460 |
189 |
5.02. 1954 |
5.02. 1954 |
5.06. 1956 |
- |
-(2) |
«Адмирал Ушаков» |
420 |
189 |
9.11. 1950 |
31.08. 1950 |
29.09. 1951 |
8.09. 1953 |
19.09. 1953 |
«Александр Невский» |
625 |
194 |
1.12. 1948 |
30.05. 1950 |
7.06. 1951 |
31.12. 1952 |
15.02. 1953 |
«Адмирал Лазарев» |
626 |
194 |
9.11. 1950 |
6.02. 1951 |
29.06. 1952 |
30.12. 1953 |
18.02. 1954 |
«Орджоникидзе» |
600 |
194 |
3.12. 1947 |
19.10. 1949 |
17.09. 1950 |
18.08. 1952 |
31.08. 1952 |
«Щербаков» |
627 |
194 |
31.08. 1951 |
6. 1951 |
17.03. 1953 |
-(4) |
-(2) |
«Козьма Минин», с 25.09.1953 г. -«Архангельск» |
628 303 |
194 402 (5) |
31.08. 1951 |
1952 |
-(6) |
- |
-(2) |
«Дмитрий Донской», с 25.09. 1953 г. - «Владивосток» |
629 304 |
194 402 (7) |
31.08. 1951 |
1952 |
-(6) |
- |
-(2) |
Без названия |
631 |
194 |
- |
1952 |
- |
-(8) |
- |
«Молотовск», с 3.08. 1957 г. -«Октябрьская революция» |
301 |
402 |
25.09. 1953 |
15.07. 1952 |
25.05. 1954 |
30.11. 1954 |
18.12. 1954 |
«Мурманск» |
302 |
402 |
25.09. 1953 |
28.01. 1953 |
24.04. 1955 |
22.09. 1955 |
6.10. 1955 |
«Дзержинский» |
374 |
444 |
3.12. 1947 |
21.12. 1948 |
31.08. 1950 |
18.08. 1952 |
30.08. 1952 |
«Адмирал Нахимов» |
375 |
444 |
1.12. 1948 |
27.06. 1950 |
29.06. 1951 |
27.03. 1953 |
8.02. 1953 |
«Михаил Кутузов» |
385 |
444 |
9.11. 1950 |
23.02. 1951 |
29.11. 1952 |
30.12. 1954 |
31.01. 1955 |
«Адмирал Корнилов» |
395 |
444 |
31.08. 1951 |
16.11. 1951 |
17.03. 1954 |
-(9) |
-(2) |
Без названия |
366 |
444 |
- |
1952 |
- |
-(10) |
-(2, |
(1) На 1.01.1953 готовность 7,74-6,26%
(2) 2.09.1959 г. сняты со строительства, исключены из состава ВМФ и переданы Главвторчермету для демонтажа и разделки на металл.
(3) На 1.01.1953 готовность 2,0-1,86%
(4) На 1.01.1953 готовность 58,7-50,61%
(5) На 1.07.1952 готовность 15,5-20,8%.
(6) Работы прекращены 27.09.1952 г. Осенью 1953 г. днищевые конструкции спущены на воду и отбуксированы на понтонах по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. На заводе № 402 крейсера перезаложены под новыми названиями. На 1.07.1952 готовность 4,5—7,09%.
(7) На 1.07.1952 готовность 0,32-0,61%. Работы прекращены 27.09.1952 г.
(8) На 1.01.1953 готовность 21,5-30,68%
(9) На
1.01.1953 готовность 0,01 %, а должна была быть 2%.
Заложено было 24 корабля. В строй вступили
14.
1. "Адмирал Нахимов"
2. "Адмирал Ушаков"
3. "Адмирал Сенявин"
4. "Дмитрий Пожарский"
5. "Свердлов"
6. "Орджоникидзе". В 1962 передан Индонезии, назван "Ириан",
благополучно сгнил к началу 1970-х вследствие такой инд-й
эксплуатации.
7. "Мурманск" (заложен как "Козьма Минин")
8. "Молотовск". В 1957 переименован
в "Октябрьскую революцию"
9. "Александр Суворов"
10. "Михаил Кутузов"
11. "Жданов"
12. "Дзержинский"
13. "Александр Невский"
14. "Адмиралд Лазарев"
Не были достроены.
1. "Кронштадт"
2. "Таллин"
3. "Варяг"
4. "Щербаков"
5. "Козма Минин"
6. "Дмитрий Донской"
7. "Архангельск"
8. "Владивосток"
9. проект 68-БИС-ЗИФ, заводской номер 470, Балтийский завод
10. проект 68-БИС-ЗИФ, заводской номер 396, в НИколаеве.