Проекты пере­оборудования крейсеров в ракетные

 

Крейсера проекта 68-бис строились по «десятилетне­му плану военного судостро­ения на 1946— 1955 годы», принятому СНК СССР 27 но­ября 1945 года. В план была включена сдача ВМФ 4 тяже­лых крейсеров проекта 82, 30 легких проектов 68К и 68-бис, 188 эсминцев, 177 СКР, 430 эскадренных и базовых тральщиков, 367 подводных лодок и более 2000 малых ко­раблей и катеров. Фактичес­ки же из крейсеров в строй вступило лишь 5 единиц про­екта 68К и 14 единиц проек­та 68-бис.

В 1955 году был разрабо­тан «Проект плана военного судостроения на 1956 — 1965 годы». Им предусматрива­лось строительство пяти авианосцев проекта 85 на заводе № 402 со сдачей с 1961 по 1965 год по единице в год. Единственными крупными корабля­ми с чисто артиллерийским вооружени­ем стали 5 крейсеров проекта 84 с но­выми 180-мм установками СМ-48. Ос­новными же надводными кораблями программы 1956—1965 годов должны были стать ракетные крейсера, создан­ные на базе проекта 68-бис — как уже вошедших в строй или заложенных, так и планируемых к закладке.

По программе четыре строившихся крейсера проекта 68-бис предполагалось переделать по проекту 67 в «легкий крей­сер с реактивным вооружением ближне­го действия». Чертежи последнего разработало ЦКБ-17 согласно постановле­нию Совета Министров СССР от 30 де­кабря 1954 года. Позже должно было начаться переоборудование уже закон­ченных кораблей типа «Свердлов».

Согласно проекту 67 все 152-мм баш­ни МК-5-бис предполагалось снять и вместо них установить две спаренные стабилизированные пусковые установки (ПУ) СМ-58 для стрельбы ракетами КСС (корабельный самолет-снаряд) комплек­са «Стрела». Длина направляющих СМ-58 составляла 12 м, в задней части ПУ имели легкую броню 5—10 мм. Носовая установка имела боекомплект 11 ракет (самолетов-снарядов, по тогдашней тер­минологии), 9 из них размещались в пог­ребах и 2 — в перегрузочном отделении. Боекомплект кормовой ПУ — на 3 ракеты меньше. Самолет-снаряд КСС должен был иметь радиолокационную головку самонаведения, вес его равнялся 3,5 т, дальность полета — 40 км.

На первых четырех крейсерах, до­страивавшихся по проекту 67 и подле­жавших сдаче в 1959 году, планирова­лось оставить четыре 100-мм двухорудийные башни СМ-5-1с, а на последую­щих установить четыре новые 100-мм автоматические двухорудийные башни СМ-52. На всех кораблях в качестве ма­локалиберной зенитной артиллерии предполагалось иметь по 6 четырехствольных 57-мм автоматов ЗИФ-75 на постоянном токе.

Для проведения корабельных испыта­ний ракет КСС с 28 февраля по 18 октяб­ря 1955 года на заводе № 444 передела­ли уже находившийся в строю крейсер «Адмирал Нахимов». Носовая башня (№ 1) МК-5-бис была развернута на 90° к оси корабля и приварена к барбету, ее орудиям придали максимальный угол воз­вышения (+45°). Остальные три башни полностью сохранили боеспособность. В носовой части смонтировали открытую ПУ балочного типа с углом старта 15°, далее побортно разместили два ангара на две КСС каждый. Транспортировка ракет из ангаров к ПУ осуществлялась на тележ­ках по рельсовому пути. Разумеется, это была не боевая, а исключительно испы­тательная система. На крейсере устано­вили экспериментальный образец систе­мы управления стрельбой «Колчан» и те­леметрическую аппаратуру. Первый пуск КСС с «Нахимова» состоялся 22 января 1956 года, затем последовали еще два бросковых пуска (без конкретной цели). А 3 июня того же года начались стрельбы по щиту с инертной боевой частью. Все­го по щиту было выпущено 17 ракет. Со 2 по 22 декабря 1956 года провели 7 пус­ков самолетов-снарядов с фугасно-кумулятивной боевой частью по отсеку крей­сера «Сталинград» проекта 82. Из 24 ра­кет, выпущенных по щиту и отсеку, 20 попали в цель.

Здесь стоит добавить, что вариант ракеты КСС в береговом комплексе «Со­пка» получил широкое распространение, а в 1973 году принял боевое крещение в арабо-израильской войне.

«Адмирал Нахимов» позже намере­вались перестроить по проекту 67СИ для проведения совместных испытаний ракетного комплекса «Стрела»: на мес­те носовых башен 152-мм артиллерии и части другого вооружения предпо­лагалось установить спаренную стаби­лизированную закрытую ПУ СМ-58 с системой управления «Колчан». Техни­ческий проект 67СИ закончили в 1955 году, однако в сентябре следующего года выпуск рабочих чертежей был прерван.

Технический проект 67 представили на утверждение в Москву в сентябре 1956 года, при этом была принята реко­мендация МНТК по ограничению числа перевооружаемых по этому проекту крейсеров до двух — трех единиц, после чего в феврале 1957 года главком ВМФ ут­вердил ТТЗ на разработку проекта 67-бис с четырьмя пятиконтейнерными ПУ ком­плекса П-6, разработанного для подвод­ных лодок и имевшего дальность до 350 км, и предложил Минсудпрому прекра­тить работы по проекту 67 до решения Советом Министров вопроса о новом ракетном вооружении предполагаемых к переоборудованию крейсеров.

Одновременно ЦКБ-16 в соответст­вии с постановлением Совета Минист­ров от 13 августа 1955 года «О защите кораблей ВМФ от авиации» начало раз­работку технического проекта 70 (глав­ный конструктор К.И.Трошков) — кораб­ля ПВО на базе крейсера проекта 68-бис. Состав вооружения корабля пересматри­вался несколько раз. В первом варианте предусматривалось убрать все четыре башни МК-5-бис и установить четыре спаренные стабилизированные ПУ ЗУР М-2 с боекомплектом в 44 ракеты В-750 и две радиолокационные СУ «Корвет». Артил­лерийское вооружение должно было со­стоять из шести двухорудийных 100-мм установок СМ-52 с тремя радиолокаци­онными СУ «Парус-Б» (Стрельбовая РЛС «Парус-Б» была разработана в НИИ-10 МСП и в 1956 году прошла корабельные испытания на СКР «Ягуар» на ЧФ. РЛС «Парус-Б» обеспечивала обнаружение самолетов и выработку стрельбовых данных по бомбардировщику Ил-28 на дальности 50 — 60 км, а по истребителю МиГ-17 40 — 45 км, при среднем времени от момента выдачи це­леуказания до окончания выработки полных углов ГН и ВН орудий около 19с) и шести 57-мм АУ ЗИФ-75 с тремя радиолокационными СУ «Фут-Б». Второй вариант отличался от первого по составу вооружения — вместо СМ-52 оставались СМ-5-1 с дву­мя радиолокационными системами уп­равления «Парус-Б». Третий вариант предусматривал замену зенитных 100-мм установок СМ-52 и 57-мм ЗИФ-75 башен­ными автоматическими установками од­ного калибра — 76-мм ЗИФ-67 с шестью системами управления «Фут-Б». 14 сен­тября 1956 года приняли решение вести работы по первому варианту, с линей­ным расположением всех четырех ПУ СМ-64. Работы по этому проекту были прекращены постановлением Совета Ми­нистров от 10 августа 1957 года, за ис­ключением работ по экспериментально­му кораблю проекта 70Э «Дзержинский». Этим же постановлением наработки по проекту 70 планировалось использо­вать в новом проекте 71, где предпо­лагалось сохранить две носовые башни МК-5-бис, а на корме установить две ста­билизированные ПУ СМ-64 для зенитно­го комплекса М-2 с боезапасом в 22 ра­кеты В-753 и двумя СУ «Корвет». Кроме того, в состав артиллерийского вооруже­ния входили четыре установки СМ-52 с двумя радиолокационными системами управления «Парус-Б» и четыре счетве­ренные ЗИФ-75 с двумя радиолокацион­ными СУ «Фут-Б». Работы над проектом 71 были прекращены летом 1958 года.

На крейсере «Дзержинский» проекта 70Э взамен 3-й башни МК-5-бис, кормо­вого КДП и 8 спаренных 37-мм автома­тов В-11М установили одну ПУ СМ-64 с боекомплектом 10 ракет В-750, а также СУ «Корвет-Севан» с РЛС «Кактус» и радиовысотомером «Разлив». Из 10 ра­кет 8 хранились в двух вращающихся барабанах на 4 ракеты каждый. При стрельбе специальный толкатель выжи­мал ракету из гнезда барабана и досы­лал на ПУ.

В ходе испытаний ЗРК на комиссию и начальство произвело сильное впечат­ление уничтожение первой же ракетой с «Дзержинского» беспилотного бомбар­дировщика Ил-28, летевшего на высоте 10 км. Комплекс М-2 «Волхов-М» был принят на вооружение крейсера. Но эк­сплуатация ракет типа В-750 затрудня­лась тем, что компоненты топлива ее вто­рой ступени хранились отдельно, перед боевым применением ракету требова­лось заправить, а после отбоя тревоги производить слив топлива у неиспользо­ванных ракет. Последняя проверка ЗУР проводилась на «Дзержинском» в 1982 году, все ракеты текли и были малобое­способны.

Официальной причиной того, что ком­плекс М-2 был установлен лишь на од­ном корабле, обычно считают большие размеры ракеты и жидкое топливо вто­рой ступени. Однако габариты ракеты оп­равдывались ее дальностью и потолком (разумеется, для технологии того време­ни). Для сравнения приведем данные американских корабельных зенитных ра­кет—современников М-2. Так, ракета «Terrier» (RIM-2) имела длину 8,23 м и вес около 1,5 т, a «Talos» (RIM-8) — со­ответственно 9,2 м и 2,9 т, М-2 — 10,4 м и 2,3 т. Ряд западных зенитных корабель­ных ракет («Talos», «Seaslug») также име­ли жидкое топливо во второй ступени.

Комплекс М-2 был достаточно эф­фективен, что хорошо доказал его сухо­путный аналог С-75, использовавшийся в военных действиях во Вьетнаме и в других локальных конфликтах. Кроме того, С-75 имел широкие возможности для модернизации. Так, в армии для ком­плекса С-75М разрабатывали твердотоп­ливные ракеты В-757 и В-758, а в 1964 году для комплекса С-75М стали посту­пать первые ракеты В-760 со специаль­ной (ядерной) боевой частью. Последняя могла поражать воздушные цели на рас­стоянии до 2 км от точки взрыва. Кстати, заметим, что в ВМФ США в 1961 году приняли на вооружение ядерную боевую часть W-30 мощностью 0,5 кТ для кора­бельных ЗУР «Тэйлос», а в 1962 году— боевую часть W-45 для ЗУР «Терьер». Однако в отечественном ВМФ (в отли­чие от сухопутных войск) зенитные ра­кеты специальных боевых частей так и не получили.

Таким образом, крейсера проекта 71, оснащенные твердотопливными ракета­ми как с обычными, так и со специаль­ными боеголовками, могли стать эффек­тивными кораблями ПВО.

Крейсера проекта 64, являвшиеся носителями крылатых ракет дальнего действия, предназначались для унич­тожения крупных кораблей противни­ка и важных береговых объектов. Про­ект 64 был разработан в ЦКБ-17. По нему предполагалось перевооружить недостроенные корабли проекта 68-бис-ЗИФ, начиная с «Кронштадта» (сдача семи кораблей намечалась на 1960- 1962 годы).

На крейсерах проекта 64 все 152-мм орудия должны были заменяться тремя счетверенными пакетными ПУ СМ-77 для крылатых ракет П-7 (или П-6) конструк­ции В.Н.Челомея. Зенитное ракетное вооружение состояло из двух комплек­сов—дальнего и ближнего действия. В качестве первого предполагалось ис­пользовать М-3, а в случае непринятия его на вооружение — М-2-бис. В состав М-3 (М-2-бис) должны были входить две стабилизированные ПУ СМ-68 (СМ-64-1), 20 ракет В-800 (В-755) и две системы управления «Фрегат» («Корвет»). ЗРК ближнего действия (М-1) включал в себя четыре ПУ ЗИФ-101, 64 ракеты В-600 и четыре системы управления «Ятаган». Артиллерийское вооружение — четыре спаренные 76-мм установки ЗИФ-67 с двумя ПУС «Турель».

С достраивавшегося на плаву «Крон­штадта» сняли все башни МК-5-бис и начали монтаж ракетных пусковых установок. Однако летом 1958 года работы по проек­ту 64 были прекращены, а 2 сентября сле­дующего года крейсер сдали на слом.

 

Сравнительные характеристики вооружения ракетных крейсеров на базе проекта 68-бис (проектов 63, 64, 70, 71)

Комплекс

М-1

М-2

М-3

Ракета

В-600

В-753

В-800

Пусковая установка

ЗИФ-101

СМ-64

СМ-68

Система управления

"Ятаган"

"Корвет"

"Фрегат"

Дальность стрельбы, км

15

43

55

Диапазон высот применения, км

0,1-10

0,4-30

2-25