Альтернативные варианты вооружения

 

Слабость артиллерийского вооруже­ния крейсеров проекта 68-бис опреде­лялась, по мнению автора, не отста­лостью отечественной морской артилле­рии, а причинами сугубо субъективными. Сначала победило нежелание судостро­ительной промышленности вносить ка­кие-либо изменения в устаревшие про­екты и любой ценой гнать вал; затем наше руководство охватил «ракетный психоз», и работы по артиллерии глав­ного и универсального калибров были полностью прекращены.

Еще в 1946 году ОКБ-172 («шарашка», где работали зеки) разработало аванпроект 152-мм корабельных башенных уста­новок: двухорудийной БЛ-115 и трехорудийной БЛ-118. Их пушки имели баллисти­ку и боеприпасы пушки Б-38, но зато мог­ли вести эффективный огонь по воздуш­ным целям на высотах до 21 км; угол ВН составлял +80°, скорость вертикального и горизонтального наведения — 20 град/с, скорострельность 10—17 выстр/мин (в за­висимости от угла возвышения). При этом массогабаритные характеристики БЛ-11 были очень близки к МК-5-бис. Так, диа­метр шарового погона у МК-5-бис — 5500 мм, а у БЛ-118 —5600мм. Вес башен - со­ответственно 253 т и 320 т, но и тут вес БЛ-118 легко можно было уменьшить, так как она защищалась более толстой броней (лоб 200 мм, бок 150 мм, крыша 100 мм).

По установке БЛ-118 был выполнен большой объем работ. Кстати, после ареста Берии марку БЛ-118 сменили на ЗМ-118 (БЛ означало «Берия Лаврен­тий»). Однако и переименование не по­могло — ее похоронил ракетный бум.

Возвращаясь к оценке крейсера, вы­сказанной В.Кузиным и В.Никольским, следует отметить спорность утвержде­ния, что картузное заряжание не дава­ло возможности упростить заряжание, а следовательно, повысить скоро­стрельность. Во-первых, при стрельбе из 152 — 203-мм орудий с высокой баллис­тикой скорострельность ограничивает­ся в основном тепловым режимом, в пределах которого можно стрелять и картузными зарядами; во-вторых, не исключалась возможность применения полностью или частично сгорающих гильз, ныне используемых, например, в танковых пушках.

Основным недостатком универсаль­ной 100-мм установки СМ-5-1 являлась малая скорострельность. Увеличить ее можно было двумя способами — увели­чив число стволов или сделав пушку автоматической. По первому пути пошли конструкторы ОКБ-172, создавшие в 1949 году проект 100-мм четырехорудийной башенной установки БЛ-127. Ствол с вертикальным клиновым затвором взя­ли от СМ-5-1, а орудия попарно спарили в двух люльках вертикально. Массогаба­ритные характеристики БЛ-127 оказались весьма близки к СМ-5-1. На крейсере проекта 68-бис вместо шести СМ-5-1 можно было установить шесть БЛ-127, причем при тех же габаритах корабля перегрузка составила бы всего 1,5 — 2% от стандартного водоизмещения (вклю­чая боекомплект), а мощь огня универ­сального калибра увеличивалась бы в два раза.

По второму пути пошли конструкторы ЦКБ-34, спроектировавшие 100-мм двухорудийную башенную установку СМ-52. Баллистика и боеприпасы заимствовали от СМ-5-1, но пуш­ку сделали автоматической с тем­пом стрельбы 40 выстр/мин на ствол. Существенно увеличились скорости ВН и ГН — 30 град/с и 35 град/с против соответственно 16 град/с и 17 град/с у СМ-5-1, что давало возможность стрелять по скоростным целям на любых дистанциях. Вес установки был близок к СМ-5-1 (48 т и 45,8 т со­ответственно). В 1957 году авто­матическая установка СМ-52 про­шла заводские испытания, но в том же году работы по ней пре­кратили — по тем же причинам, что и в случае с БЛ-118.

37-мм автоматические уста­новки В-11 морально устарели уже к концу Великой Отечественной войны. Низкий темп стрельбы, ручные приводы наведения, многочисленные «неизлечимые болезни», доставшиеся еще от автомата 70-К, в 50-х i одах де­лали их анахронизмом. Правда, тут надо оговориться: вопреки всем недостаткам из автоматов 70-К в силу их широкого распространения в XX веке было сбито самолетов больше, чем из любой дру­гой зенитной пушки.

Была ли альтернатива В-11? Да, была. С 1946 года в МАЦКБ (позже пе­реименовано в ЦКБ-34) проектирова­ли различные 45-мм автоматические установки(одноствольные, спаренные и счетверенные). Естественно, наибо­лее эффективной оказалась счетверен­ная СМ-20-ЗИФ, которую успешно ис­пытали в 1949 — 1950 годах. Она име­ла электрические приводы наведения и автоматически управлялась ПУС «фут» со стрельбовой РЛС «Фут-Б». Темп стрельбы установки — 4x160 выстр/мин. Но СМ-20-ЗИФ создава­лась для эсминцев проекта 56 и имела электродвигатели переменного трех­фазного тока 220 В, 50 Гц.

1 августа 1952 года вышло постанов­ление Совета Министров о начале про­ектирования «счетверенной 45-мм уста­новки для крейсеров проекта 68-бис (в первую очередь), 68К и 26 (в ходе глав­ных ремонтов)». В ЦКБ-7 завода имени Фрунзе попросту заменили электродви­гатели на 220 В постоянного тока (то есть для бортовой сети крейсеров), и уста­новка получила название ЗИФ-68.

Характеристики ЗИФ-68 выглядели не­плохо: вес снаряда 1,41 кг и начальная ско­рость 1080 м/с. Баллистическая дальность и потолок составляли 11,1 км и 6,5 км, од­нако и то, и другое определялись факти­ческим временем срабатывания самолик­видатора в снаряде (15 ±2 с). ПУС «Фут-Б» обеспечивал наклонную дальность стрель­бы по воздушным целям до 5500 м при ско­рости воздушной цели 0 — 300 м/с; по мор­ским и береговым целям — 9150 м.

Недостатками установки можно считать сравнительно низкий темп стрельбы, обойменное питание (по 4 патрона) и, соответственно, ручное за­ряжание. Установка, подобно В-11, была открытой, что не позволяло обеспечить химичес­кую и противоатомную защиту. В ЦКБ-17 под руководством А.С.Савичева проект 68-бис был доработан с целью установ­ки шести ЗИФ-68, стрельбовых РЛС «Фут-Б» и РЛС обнаруже­ния воздушных целей «Фут-Н». Предполагалось принять ряд мер по повышению живучести корабля. Стандартное водоиз­мещение при этом увеличива­лось на 470 т. Измененный про­ект получил индекс 68-бис-ЗИФ. Насколько он стал распространен­ным — неясно, поскольку автор видел тех­ническую документацию 1955 года, на ти­туле которой значилось: «Крейсер пр. 68-бис с установками ЗИФ».

Постройка кораблей по проекту 68-бис-ЗИФ началась с 15-й единицы се­рии — крейсера «Щербаков».

Опытный образец ЗИФ-68 изготови­ли в III квартале 1953 года на заво­де № 7. До декабря 1954 года он про­шел заводские и полигонные испытания. В 1955 году завод № 7 поставил 12 уста­новок ЗИФ-68 на завод № 189 и по 6 штук на заводы № 194, № 402 и № 444. Однако в конце 1955 — начале 1956 года работы по проекту 68-бис-ЗИФ были приостановлены, а затем и вовсе пре­кращены. Любопытно, что артустановки ЗИФ-68 в отличие от крейсеров на лом не пошли, а были направлены на скла­ды, где 15 из них хранились, по край­ней мере, до 1991 года.